Системные требования к игре:
Минимум:
Pentium 4 3.0Ghz or Athlon x2 4000+
1 GB Ram
256mb video with shader 3.0 support
10gb HDD
Sound Card
Mouse
Желательно:
Intel Core 2 Duo E6850 или Athlon x2 6400+
3 GB Ram
512mb video with shader 3.0 support and DDR3
10gb HDD
и т.д.
Это самая грандиозная, пожалуй, самая впечатляющая стратегия за всю историю PC-гейминга. Даже если вы никогда не имели дело не только с серией Total War, но и с жанром стратегий в целом, этот тайтл, возможно, кардинально изменит ваше представление о нём, так как его можно смело внести в число самых играбельных проектов последних лет.
Empire: Total War стоит где-то между Civilization 4, классическими реал-таймовыми стратегиями и чем-то похожим на вар-гейм, когда вы сидите в кресле генерала и руководите военной операцией со всеми вытекающими отсюда последствиями (см. Dawn of War 2). С одной стороны, мы имеем дело со смелым и, в то же время, глобальным историческим проектом, с другой – с гигантским полем боя, которое даёт нам возможность составить наиболее полное представление о массовых сражениях тех лет, как этого до сих пор не было ни в одном похожем тайтле.
Как и в прошлых играх сери Total War, нынешний Empire переносит нас в 18 век. В качестве сюжетной линии представлена огромная историческая кампания, охватывающая временной промежуток с 1700 по 1799 год, то есть целое столетие. Не смотря на это, геймплей не кажется долгим и нудным, так как пролетает в постоянном круговороте из побед и поражений на военной, экономической и политической нивах.
Тайтл обладает редко встречающимся уровнем реплейабилити. То есть, пройдя кампанию за одну из наций, вы непременно захотите взглянуть на 18 век с точки зрения другого государства. У каждой из сторон свои условия прохождения и победы в кампании, которые отражают реальные потребности и угрозы соответствующей страны в то время. Кроме того, как уже говорилось выше, кампании довольно обширные, так что игра займёт у вас не один вечер свободного времени в попытках решить назревшие виртуальные трудности ведущих мировых держав.
Creative Assembly учли веяния моды того времени и в добровольно-принудительном порядке предлагают игроку выступить в роли активного и прославленного колонизатора. В отличие, например, от релизов этой же серии Medieval: Total War и Roman: Total War, где упор ставился на завоевание новых территорий, в Empire: Total War акцент перенесён на основание колоний и их развитие. Тайтл учитывает тенденции той эры в этом вопросе в разрезе исторических особенностей отдельных наций и активно использует их в кампаниях, разделяя весь процесс колонизации на множество отдельных миссий, в рамках которых вам нужно решать мелкие вопросы. Совокупность таких незначительных побед в конце концов позволит решить главные задачи, которые стояли перед каждой из держав в 18 веке.
Например, играя за европейские нации, вы оказываетесь в довольно щекотливом положении, в котором находились соответствующие страны на реальной исторической арене. Ваш успех находится на другом конце океана, где располагаются ещё не колонизированные территории . Конечно, самым разумным было бы послать туда войска, чтобы основать колонии, но при этом вы не можете оставить без внимания свои владения в Европе. Существует так же и масса побочных условий.
К примеру, в кампании за Британию в число ваших задач входит поддержание своего авторитета в так называемой Тринадцатой Колонии в Северной Америке. Покровительство над ними возможно только в случае завоевания репутации сильной развитой державы, которая имеет высокий статус среди остальных европейских государств. При этом есть условие, запрещающее даже мелкие морские и сухопутные конфликты с другими государствами Западной Европы, так как это может вылиться в мировую войну. Таким образом, на ранних этапах кампании за Британию приходится потратить несколько лет, задабривая европейские страны всяческими подачками, чтобы они не дай бог не ввели свой боевой флот в воды Британии. Почему именно флот? Как вы помните, в то время мощность морских войск европейских стран играла важную роль в политической жизни мира. Empire: Total War отражает это во всех тонкостях.
Играя, например, за континентальную Польшу, не имеющую выхода к морю, вы сталкиваетесь с совершенно другими целями, задачами и направлением развития событий. Если верить историческим справкам, в то время у Польши были весьма натянутые отношения с Россией, так как последняя постоянно претендовала на её территорию. В данном случае, наша задача – захватит все соседние мини-государства, чтобы увеличить свою мощь и «отпугнуть» таким образом Россию.
Empire: Total War, как никакой другой реалтаймовый стратегический проект на основе исторических событий, доносит нам все тонкости отношений между ведущими державами тех лет. Как и было в то время, огромное значение при прохождении практически любой кампании играет торговля с дружественными странами. В отличие от других игр, здесь торговля служит не только способом налаживания отношений, но и реальным источником доходов.
На первых порах торговое пространство представляет собой обширную карту, поделённую на две части: Северная Америка и Евразия. Различные территории окрашены разным цветом, что олицетворяет различия в степени дружественности отношений с государствами, лежащими на определённой территории. Зелёный цвет – дружественные отношения, жёлтый – нейтральные, красный –враждебные. Кроме того, на карте отмечены пиратские лагеря, которые вообще никогда ни с кем не вступают в «зелёные» отношения. Такие территории по возможности (а иногда и в соответствии с целями миссий) нужно «зачищать».
Затем торговые отношения пускают корни на остальную часть света – Южная Америка, Побережье Айвори, полуостров Мадагаскар и Западная Индия. Это бедные прибрежные регионы, служащие, однако, неплохим источником пополнения государственной казны. Успешность торговых связей с этими странами целиком зависит от ваших дипломатов, а так же от приветливости военных адмиралов, командированных на эти земли, и от того, каким образом вы поддерживаете дружеские отношения. К примеру, при прохождении кампании за Британию, вы по ходу дела развязываете войну с Турецкой Империей, так как одной из задач является избавиться от влияния турков в Средиземноморье, что позволит обезопасить торговые суда, следующие по Атлантическому океану. При этом та часть океана, по которому плавают торговые суда из Британии, находится в ведении Португалии и Испании. Если до войны с турками не укрепить дружеские отношения с этими странами, ещё не известно, к чему привёл бы конфликт с Турецкой Империей.
Основное действие, всё же, происходит не на морских просторах а на континентах. Уровень детализации общемировой «сухопутной» карты в Empire : Total War достиг невиданного ранее уровня. Как и прежде, глобальная карта поделена на регионы, в каждом из которых есть столица. Однако, теперь пейзаж дополнен различными более мелкими городами, торговыми портами, деревнями и фермами. Все из вышеперечисленных компонентов могут быть улучшены, обустроены и заточены под конкретные нужды. Например, часть портов можно сделать торговыми, построив на них торговые точки и прочие полезные в хозяйстве приспособления, а часть – военными. В городах (в том числе, в портовых), можно и нужно строить школы, университеты, религиозные центры, разрабатывать месторождения полезных ископаемых, которыми тоже можно торговать, равно как и использовать для своих нужд. Либо, можно из порта сделать защитный форт, который оградит остальные города от атак неприятеля.
При этом, способ развития ваших регионов в значительной мере зависит от направления проводимых научных исследований. Empire позволяет иметь до четырёх научных образований, что позволяет исследовать множество технологий одновременно. При этом важно следить за балансом между собственным доходами и расходами, значительную часть которых занимают расходы на образование и исследования. Излишнее увлечение наукой может вылиться в отставание других не менее важных сфер развития (например, военной) и, в конечном итоге, в крах всей кампании. С другой стороны, если выделять львиную долю средств на армию, не заботясь при этом о социальной сфере, можно развязать революцию как в основном государстве, так и в колониях.
На самом деле, развитие технологий и процессы исследования в Empire: Total War получились лучше всего. По-настоящему приятно видеть, как результаты исследований находят отражение в существенном увеличении эффективности и прибыльности разного вида работ, таких как добыча полезных ископаемых, скорость обучения, производство еды, строений и техники как мирного, так и военного назначения. В следствие чего научные достижения иногда играют решающую роль как в торговле и дипломатии, так и на поле боя. К тому же, высокая степень развития научных исследований повышает ваш статус в глазах других держав, благодаря чему вы заслуживаете дополнительное уважение с их стороны.
Empire: Total War удалась и с точки зрения внешнего вида. Особенно радует глобальная мировая карта, которая наличествует многими визуальными спецэффектами. На ней плывут облака, она невероятно детализирована, а графический движок даёт большие возможности по обзору как своих владений, так и мировых событий. Вот мы обозреваем всю карту от Северной Америки до Дальнего Востока. В следующий момент лёгким движением пальца по мышке масштабируем картинку и наблюдаем за какими-то событиями во всех подробностях. Вот рыцари Ордена Святого Иоанна оккупируют Мальту, или, например, пираты совершают набег на один из островов Карибского архипелага. А во время морского боя можно увидеть солдат, которые стреляют из ружей в экипаж вражеского корабля, или перезаряжают пушки. Само совершенство.
Однако, ещё больше впечатляют замашки разработчиков относительно внедрения в игру сетевой составляющей. В конечном релизе мультиплеер отсутствует, но, по словам игроделов, он появится в виде дополнительного контент-пака через два-три месяца и позволит сразиться нескольким игрокам за господство одной из держав (или их союза) на мировом пространстве. Сложно предположить, какие возможности даст нам сетевой режим, но если он будет выполнен с той же тонкостью и широтой возможностей как в политическом, так и в экономическом и в военном плане, то это будет просто потрясающе.
Креативность дизайнеров Creative Assembly отразилась и в боевых условиях Empire: Total War. Поле сражения детализировано, как никогда ранее. Отлично смотрятся защита стратегически важных боевых позиций, осада зданий, использование последних войсками в качестве прикрытий и т.д. Кроме того, по сравнению с прошлыми тайтлами серии Total War, поумнел искусственный интеллект. По крайней мере уже не видно солдат, которые терпеливо стоят и ждут своей смерти, вместо того, чтобы заняться каким-нибудь более полезным делом. Конечно, искусственные мозги Empire: Total War ещё не совершенны, но прогресс по сравнению с предыдущим релизами налицо.
Более продуманными стали и действия противников. Они теперь постоянно норовят окружить ваши войска, или «выкурить» их из укрытий на огневую линию своих пушек. Так же, они активно противодействуют вашим тактическим изыскам, стараются «разрезать» ваши наступательные войска на небольшие группы, чтобы потом перебить их по отдельности. Тактичность противников проявляется и по мелочам. Например, солдаты теперь предпочитают по возможности стрелять из укрытий ака холмов, окон зданий и т.д. Так же, вражеские шпионы могут выведать место ночлега вашей армии и совершить набег ночью, тихонько перерезав часть ваших спящих солдат. Вместе с Empire серия Total War перешла в разряд серьёзных игр.
Empire: Total War - это стратегия, тактика которой построена на особенностях ведения боя в 18 веке. В связи с развитием военных технологий огнестрельные девайсы на поле боя – вещь стандартная и общепризнанная. Без оных обходятся лишь некоторые виды войск. Причём, их часть теперь формируется из пехоты. У вас больше не получиться добиться гарантированного успеха, просто наклепав целую армию кавалерии. Конечно, она по прежнему играет важную роль, но во время боя приходится учитывать и множество других аспектов, например, если у вас будет только кавалерия, противник выгонит её на свою огневую линию и расстреляет из пушек. Тех же, кто подойдёт ближе, добьют из ружей и пистолетов. От вашей армии за несколько секунд ничего не останется.
Теперь важное значение играет балансировка количественного соотношения разных типов войск в зависимости от вашей стратегии и особенностей тактики ведения боя государства, с которым вы собираетесь воевать. При разумном использовании серьёзным аргументом в бою может оказаться мобильная артиллерия, когда пушки тянут за собой лошади. Однако, такие самоходки эффективны лишь против определённого типа юнитов. Совокупность подобных нюансов предоставляет огромный спектр тактических возможностей, которого мы, пожалуй, не видели не только в серии Total War, но и в жанре в целом.
Правда, есть и некоторые недостатки. Морские битвы выглядят не очень реалистично. Управление кораблями упрощено, поэтому нет ощущения того, что вы управляете парусными судами. Конечно, нужно менять положение парусов в зависимости от направления ветра, но на тактику это никак не влияет. Кроме того, при большом количестве юнитов битва становится трудноуправляемой.
Так же, управление военными кораблями слишком громоздкое. Вы потратите пару долгих вечеров или больше, пытаясь в него вникнуть, но так и не овладеете до конца всеми его тонкостями. В то время, как сухопутные конфликты уладить вполне реально при использовании адекватной боевой тактики, морской бой можно запросто проиграть только из-за путаницы в управлении. Однако, сражения на суше доведены до блеска. Редкая стратегия или вар-гейм могут похвастаться таким вниманием к мелочам и столь умелом их внедрением в геймплей.
Не смотря на мелкие недоработки, Empire: Total War притягивает как магнит. Даже будучи не в игре, вы невольно продолжаете обдумывать свои прошлые и будущие действия, обсуждать со своим внутренним голосом возможную тактику предстоящего сражения, изыскивать новые пути расширения своего влияния и решения назревших виртуальных исторических вопросов.
Многие зарубежные журналы, повествующие о событиях мирового PC-гейминга, выставили игре наивысшие баллы и присвоили ей статус «обязательно к приобретению», «выбор редакции» и прочее. Основываясь на собственном опыте, могу смело сказать, что таких званий и оценок в именитых зарубежных журналах удостаиваются лишь избранные проекты. Таких насчитывается от одного до пяти в год. Эксклюзив для PC Empire: Total War заслуженно причислен к лику избранных.
Подпись автора